Дни Усть-Илимского муниципального округа организовали в Законодательном Собрании Иркутской области.
Решать задачи территорий — городов, поселков, округов и районов — куда проще и результативнее при всесторонней, в том числе финансовой, организационной поддержке регионального уровня. А как иначе? Ведь большая область — это сумма муниципалитетов, и каждый значим.
В первые новую конструктивную инициативу — проводить по аналогии с проектом Совета Федерации РФ Дни муниципальных образований — в Законодательном Собрании Иркутской области воплотили в феврале текущего года. Тогда свой социально-экономический потенциал на площадке регионального парламента представил Качугский округ. Рассказали о возможностях, показали достижения, проговорили направления и сферы, где особо необходима поддержка. А в мае в Иркутск прибыла представительная делегация Усть-Илимского муниципального округа.
Такими мероприятиями депутатский корпус старается привлекать внимание к развитию муниципальных округов, районов, городов Приангарья. Заранее была проведена объемная подготовительная работа. Муниципалитет направлял свои предложения, ЗC отрабатывало их с правительством. Бывало, спорили, но искали решения. Несомненно, один на один с проблемами муниципалитет не оставят.
Будут условия — будет развитие
«Усть-Илимский округ — это наши ударные комсомольские стройки — Усть-Илимская ГЭС и Усть-Илимский ЛПК, сам город Усть-Илимск, это комсомольцы, которые и сейчас остаются молоды духом, и все его жители», — напомнил механизм взаимодействия председатель ЗакСобрания региона Александр Ведерников. Безусловно, и сегодня эта северная территория Иркутской области играет значимую роль в экономике Приангарья. Есть планы по укреплению и расширению производственных мощностей. Вот только сложности с кадрами, демографический вопрос, миграция, недостойное транспортное сообщение, требующая модернизации коммунальная и социальная инфраструктура — факторы, сдерживающие развитие.
«Чтобы богатство российское Сибирью прирастало, нужно для людей создавать комфортные условия, в которых хочется жить и работать. Ведь успех любой отрасли экономики, любой сферы — это трудолюбивые руки, компетентные кадры, — подчеркивает спикер ЗС. — Кто-то должен трудиться на заводах, вспахивать поля, лечить людей, учить детей… В северных, в отдаленных территориях свои нюансы. Важно, чтобы жители этих мест не чувствовали себя оторванными от цивилизации. В частности, ситуация осложняется слабыми транспортными связями».
Александр Ведерников отметил, что второе дыхание у Усть-Илимска открылось после того, как благодаря совместной работе депутатов и правительства с апреля этого года в город начали летать самолеты большей вместимости. И в этом направлении есть над чем дальше работать — в планах дальнейшее развитие аэропорта и авиасообщения. Более того, председатель регионального парламента считает необходимым выстраивать диалог с руководством железной дороги и наращивать возможности этого транспорта — для жителей и для предприятий северных районов Иркутской области.
Консолидация усилий и ресурсов
Свое видение настоящего и будущего Усть-Илимска и соседних поселков изложил, выступая перед областными парламентариями на совещании по вопросам социально-экономического развития территории, мэр округа Яков Макаров. Он доложил о конструктивных преобразованиях и сохраняющейся проблематике.
Действительно, сделано за последние годы при непосредственном участии парламентариев немало: отремонтированы детские сады и школы, капитально преобразили несколько ДК, устанавливаются спортивные и детские игровые площадки, облагораживаются исторически памятные места и общественные пространства. Большое значение для развития территории имеет программа «Транспортный каркас Иркутской области», позволившая выделить ресурсы на ремонт автомобильных дорог местного значения, в том числе в поселке Железнодорожный. «Для муниципалитетов именно государственные программы выступают важнейшими инструментами комплексной поддержки», — оценивает неоспоримые преимущества господдержки Яков Макаров.
Мэр также акцентировал внимание депутатов на уже состоявшемся объединения поселений Усть-Илимского района в муниципальный округ. Такая реформа, формирующая эффективную структуру управления и четкую вертикаль власти, позволяет привлечь дополнительные средства в консолидированный бюджет, а также расширить возможности по участию в государственных программах, в приоритетных национальных проектах.
«Главные перспективы развития нашего округа мы видим в консолидации ресурсов муниципальных образований, развитии производственной деятельности и природного потенциала», — заявил мэр.
Однако, по словам главы территории, несмотря на очевидный прогресс, серьезного внимания и финансовых ресурсов по-прежнему требует социальная сфера Усть-Илимского округа, инженерные коммуникации, теплоснабжение и уличное дорожное покрытие. В своем докладе Яков Макаров подробно обозначил направления дальнейшей работы, которые сегодня нуждаются в поддержке со стороны депутатского корпуса и правительства.
В частности, остро стоит вопрос капитального ремонта школы в поселке Седаново — необходимо разработать механизм предоставления из областного бюджета дополнительных средств для завершения работ, не предусмотренных к финансированию в рамках федеральной госпрограммы «Развитие образования».
Кроме того, необходимо предусмотреть в областном бюджете деньги на продолжение работ по ремонту автодороги Братск — Усть-Илимск.
Также требует ремонта дорога Железнодорожный — Тубинский. Надо понимать, что она значима и для жителей поселка, и для транспортной доступности расположенного в этой местности аэропорта, который связывает Усть-Илимск с областным центром. Сейчас по этой дороге из глины и гравия сложно проезжать на легковых автомобилях, и организовать общественный транспорт по такому пути нереально.
Контроль и содействие — фактор успеха
Наиболее острые проблемы Усть-Илимского района помогли обрисовать и депутаты, представляющие интересы этой территории в Законодательном Собрании Приангарья.
Председатель комитета областного парламента по здравоохранению и социальной защите Артем Лобков для понимания ситуации дал небольшую предысторию. Комсомольские стройки отгремели. Затем большая часть Усть-Илимского района, его поселки жили за счет леспромхозов. В связи с изменением системы хозяйствования, такие организации были упразднены, связанная с ними система материального обеспечения осталась в прошлом — когда-то богатые, системные населенные пункты стали ветшать. Когда район возглавил нынешний мэр, ему досталось непростое муниципальное хозяйство. «Со многим сложностями администрации удалось справиться, мы содействовали, — констатировал депутат. — Но, к сожалению, того финансирования, которое имеет сейчас Усть-Илимский район, недостаточно для решения всех проблем. Нужно и дальше наращивать поддержку со стороны области».
Артем Лобков конкретизировал, какие потребности сферы здравоохранения требуют неотложного финансирования. Так, нужно приобрести передвижной медицинский комплекс для флюорографических и маммографических обследований пациентов в отдаленных поселках. Требуется предусмотреть в областном бюджете средства на завершение капремонта врачебной амбулатории поселка Эдучанка, которая, подчеркнул Артем Лобков, расположена посередине трассы Братск—Усть-Илимск и является важным центром по оказанию медицинской помощи. Также очень нужен капитальный ремонт зданий левобережных детской и взрослых поликлиник в Усть-Илимске, именно к этим медицинским учреждениям прикреплено население большинства поселков.
Эти и другие предложения включены в постановление Законодательного Собрания по итогам Дней Усть-Илимского муниципального округа. Его утвердили на сессии областного парламента, состоявшейся 21 мая.
Еще один депутат от территории, председатель комитета по законодательству о госстроительстве области и местном самоуправлении, Виталий Перетолчин призвал: «Необходимо, чтобы все озвученные предложения и рекомендации правительству, жизненно важные для жителей, были на территории округа реализованы в ближайшие три года».
В свою очередь результаты большого совещания в ЗС подытожил Александр Ведерников. Он заявил, что сохранение привлекательности северных территорий региона остается одним из главных приоритетов в работе: «Наша Иркутская область большая и разная, но во всех муниципальных образованиях должно быть комфортно жить. На этом строится работа губернатора и правительства, а вместе с ними и депутатов всех уровней». Есть поддержка
Транспортная доступность — это решаемо
Аэропорт Усть-Илимска за полтора месяца работы в новом формате принял больше пассажиров, чем за весь прошлый год.
Первые итоги работы аэропорта Усть-Илимска в обновленном режиме обсудили депутаты Законодательного Собрания с представителями областного правительства, службы по тарифам, авиаперевозчика и местной администрации. Совещание провела заместитель председателя регионального парламента Наталья Дикусарова. Результат — резко возросший пассажиропоток аэропорта Усть-Илимска. Все потому, что сюда теперь летают самолеты большей вместимости.
«На сегодня мы видим, что жители оценили кардинальные изменения, когда с апреля на маршрут Усть-Илимск — Иркутск — Усть-Илимск вышли самолеты Ан‑24. Цифры говорят сами за себя: пассажиропоток на рейсах вырос в разы. За полтора месяца борты перевезли 1 365 человек. Ранее такое количество пассажиров могли обслужить только за год», — привел цифры депутат ЗС Виталий Перетолчин, представляющий интересы усть-илимцев в областном парламенте. Вместе с коллегой по ЗакСобранию Артемом Лобковым он держит вопрос развития воздушной гавани на постоянном контроле на протяжении нескольких лет.
«Нам пришлось очень глубоко разобраться в каждой мелочи, каждом препятствии на пути к запуску больших самолетов, в ручном режиме отрабатывать проблемные ситуации, — рассказала зампредседателя ЗС Наталья Дикусарова. — Не могу не отметить работу депутатов от территории — за неуемность в решении этого вопроса, за инициативность и практически круглосуточный контроль. Сохранение и развитие аэропорта Усть-Илимска для нас крайне важно, и нам удалось консолидировать все силы, чтобы дать импульс этому развитию. С апреля четыре раза в неделю туда летают самолеты вместимостью до 50 пассажиров вместо 12. Это позволило не только удовлетворить спрос жителей Усть-Илимска и близлежащих территорий, но и сократить расходы областного бюджета. Большие суда заполнены на 100%. Такой результат еще раз подтверждает, что мы двигаемся в правильном направлении».
В ближайшее время региональные законодатели ожидают от правительства дорожную карту развития аэропорта Усть-Илимска. Один из приоритетов — полеты в другие регионы. Как подчеркивают парламентарии, модернизация местного аэропорта и расширение полетной программы даст и новый импульс для развития Усть-Илимска и Усть-Илимского муниципального округа.
Свежие комментарии