На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Аргументы недели

98 840 подписчиков

Свежие комментарии

  • Леонид Ла Рошель
    А охрана в упор не видит одни и те же лица, что пристают к пассажирам? Значит, как минимум в доле.Мошенники начали ...
  • Андрей Алферов
    Изменим конституцию, отменим незаконные решения Горбачева, вернём суверенитет, нацелим на США стратегическое Я0, Побе...В Москве простили...
  • Алексей
    Они там все .овно жрут с печеньками!Захарова ответила...

Деньги — в область, а на местах латают дыры

Если посмотреть на общие показатели бюджета Иркутской области (гордость на этот счет не раз демонстрировали региональные чиновники), то рост доходов мог бы внушить оптимизм — значит, качество и уровень жизни населения тоже пойдут в гору. Вот только с мест часто приходят «сигналы» с отнюдь не жизнерадостным посылом. «У многих районов, городов и поселений не хватает средств на первостепенные нужды», — констатируют депутаты Законодательного собрания региона, к которым главы и жители муниципалитетов обращаются за помощью.

«Много лет муниципальные образования находятся в условиях недофинансирования, объем которого в 2018 году превышал 8 млрд рублей. Во многих муниципальных образованиях на заработную плату и коммунальные платежи уходит более 70% доходов, и лишь 30% — на другие не менее важные социальные расходы. О каком развитии территории может идти речь при таком порядке цифр?!» — охарактеризовал текущую ситуацию председатель Законодательного собрания Иркутской области Сергей Сокол. Под его председательством на площадке регионального парламента во вторник, 15 октября, состоялось обстоятельное совещание, посвященное состоянию бюджетов муниципальных образований Иркутской области.

В совещании приняли участие заместители председателя ЗС Ольга Носенко и Кузьма Алдаров, депутаты Наталья Дикусарова, Ирина Синцова, Виктор Побойкин, Тимур Сагдеев, Лариса Егорова, Виталий Перетолчин, Ольга Безродных, а также представители министерств регионального правительства и надзорных ведомств, Ассоциация муниципальных образований, главы и депутаты органов местного самоуправления, в том числе по видеосвязи.

Открывая заседание, Сергей Сокол напомнил, что в самом начале работы нового созыва Законодательного собрания одним из приоритетов работы было обозначено повышение эффективности системы межбюджетных отношений региона с муниципалитетами. И надо сказать, что действительно этот вектор в работе Заксобрания четко прослеживался. Так, в частности, при каждой корректировке областного бюджета депутаты отстаивали средства на поддержку территорий.

Однако такая экстренная «подпитка» — скорее помощь при «латании дыр». Нужно в корне менять подход к финансированию муниципалитетов, сделав его более прозрачным, предсказуемым и справедливым. На этом настаивают депутаты и главы муниципальных образований.

Выступая с докладом перед парламентариями, министр финансов Иркутской области Наталия Бояринова отметила, что объем межбюджетного регулирования ежегодно растет, в том числе объем субсидий на строительство и ремонт объектов.

Однако представители местных властей и депутатского корпуса вынуждены были констатировать очевидный факт: средств, что выделяются при нынешних подходах к распределению, недостаточно.

«Сейчас мы работаем над проектом бюджета на будущий период. И важно именно в этот момент, еще до формирования документа, заслушать представителей муниципальных образований, узнать о планах и тех расходах, которые на местах считают нужным предусмотреть», — подчеркнул Сергей Сокол.

По словам спикера Заксобрания, в общении с мэрами, с Ассоциацией муниципальных образований Иркутской области часто поднимается вопрос о сложной ситуации по сбалансированности местных бюджетов, а также о том, что оценка обеспеченности муниципальных образований проводится формально, индивидуальные характеристики муниципалитетов не берутся в расчет. Сергей Сокол же убежден, что без учета специфики территорий говорить о перспективах их развития с опорой на достойное финансирование просто невозможно.

В свою очередь Наталия Бояринова парировала: подход к оценке обеспеченности муниципалитетов, применяемый региональным минфином, правильнее назвать не «формальным», а «формализованным».

Конечно, жонглировать словами можно бесконечно долго. Но это вряд ли сильно изменит положение дел в районах, городах и поселках.

Представители органов местного самоуправления, выступая на совещании, обращали внимание на такие вопросы, как высокий объем софинансирования местных бюджетов для участия в целевых программах, рост населения отдельных поселений при сохранении прежнего уровня финансовой поддержки, недополучение налоговых доходов, позднее доведение средств, большой объем предписаний надзорных органов.

Например, нехватка средств до конца этого года для города Братска (в общем-то, активно развивающейся территории) — 250 млн рублей, кроме того, у муниципального образования имеются предписания надзорных органов на 640 млн рублей, а также бюджетный кредит на 900 млн. При этом наблюдается перекос по уровню собственных доходов и трансфертов, получаемых из областного бюджета. Если раньше собственные доходы составляли 70% местного бюджета, то теперь лишь 30%.

Председатель комитета финансов администрации города Братска Татьяна Алексеева назвала сложившиеся межбюджетные отношения откровенно «ущербными». «В регионе выстроена бюджетная политика, направленная на максимальную централизацию всех ресурсов. Максимум — в областной бюджет. Может быть, это и неплохо — когда всё распределяется «из одного котла». Вот только ресурсы в областном бюджете, а ответственность у муниципалитета? А нам катастрофически не хватает ресурсов для исполнения обязательств».

По словам исполнительного директора Ассоциации муниципальных образований Иркутской области Зои Масловской, подобная ситуация характерна и для многих других территорий региона. Не смогут они сами «вырулить» из сложной ситуации, когда денег «здесь и сейчас» не хватает на зарплаты, налоги, субсидии и многое другое. «По данным, полученным от городских округов и районов, средств до конца года не хватает, поэтому остро необходима еще одна корректировка бюджета в 2019 году», — обратила внимание участников совещания Зоя Масловская.

Председатель комитета по бюджету, ценообразованию, финансово-экономическому и налоговому законодательству ЗС Наталья Дикусарова уже не первый раз озвучивала, что рост финансовой поддержки муниципалитетов не соответствует росту доходов областного бюджета. «То, что растут доходы, — это не единоличная заслуга региона, свой вклад внесли и муниципалитеты, поэтому они вправе получить свою долю от этого прироста. Сегодня во многих муниципальных образованиях складывается ситуация, когда при принятии бюджетов в них не заложены средства на выплату зарплаты даже на 9 месяцев. Надо стремиться к тому, чтобы средства на это были на 12 месяцев», — подчеркнула Наталья Дикусарова.

Она сообщила, что все ранее полученные с мест предложения, касающиеся финансирования территорий, были детально изложены в письме, направленном в правительство региона. Парламентарии высказали надежду на то, что эти пожелания не будут оставлены без внимания.

Вероятно, не все из предложений тут же можно взять в реализацию. Но как минимум они помогут понять проблематику на местах. Кстати, еще один момент доклада Наталии Бояриновой вызвал серьезную дискуссию. Многое в высказываниях регионального министра финансов выглядело как попытка переложить ответственность на недостаточно разбирающихся в некоторых тонкостях законодательства финансистов на местах.

Но разве разъяснительная работа с коллегами на местах — не в зоне ответственности региональных чиновников? Разве не им было бы логичнее всего «воспитывать», «доращивать» заместителей мэров и глав до нужного уровня компетенции, периодически доводя до них какие-то обязательные требования? Тем более что та же Ассоциация муниципальных образований давно просит организовать такое нужное и важное обучение.

«Говорите, люди до сих пор не научились вам обоснованно отвечать на главный вопрос, сколько денег муниципалитету нужно? — удивился Сергей Сокол. — Получается при отсутствии стратегии социально-экономического развития региона никто не проводит работу с муниципальными служащими, не учит их правильно обосновывать свои затраты и подтверждать объемы финансирования, необходимого для нормального развития территорий? Пожалуй, министерству имеет смысл чаще общаться с коллегами на местах, вне зависимости от их удаленности».

А вот парламентарии с районами на связи. И говоря о пересмотре всей системы межбюджетных отношений в регионе, Сергей Сокол отметил, что работа над проектом закона об областном бюджете на следующий год будет вестись в тесном взаимодействии с муниципальными образованиями, в том числе и на площадке Ассоциации муниципальных образований Иркутской области.

«Нам необходимо посмотреть, что можно сделать для развития территорий на перспективу, в том числе и на законодательном уровне для расширения доходного потенциала местных бюджетов. Муниципалитеты должны стать состоятельными в финансовом плане. Поэтому общая задача для всех нас — это системная работа по улучшению положения муниципалитетов, а значит и повышению качества жизни жителей городов и поселков Иркутской области», — подытожил спикер областного парламента.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх